Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















4.1. Природа и причины стресса

Природа стресса. Проблема воздействия на человека критических ситуаций издавна привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос интерес к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых условиях.

Стресс (от англ, stress — "туго натянуть"; — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).

Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

 

Модель стрессовой реакции

 

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Человек вынужден на протяжении жизни сталкиваться со стрессами, которым сопутствует тревога. Это и волнение за своих близких, страх потерять средства к существованию или накопленный капитал, занять не то место в жизни, которое хотелось бы, не достигнуть желаемых профессиональных высот, просто неуверенность в завтрашнем дне.

Зачастую причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Причем не всегда они вызваны взаимодействием с другими людьми (например, конфликт с сотрудниками или клиентами, выговор начальства), но и внутренними причинами, гнездящимися внутри самого человека. Тут может сказаться как чрезмерная перегруженность, постоянный дефицит времени, накопившаяся усталость, так и страх не справиться с поставленной задачей или ошибиться в процессе ее выполнения, высокая ответственность за принимаемые решения, опасения быть обойденным кем-то из сослуживцев, когда речь идет о повышении, боязнь потерять работу и другие, очень многоликие проблемы. Стресс оказывает влияние на различные стороны человеческой жизни. Предлагаем, как один из вариантов, следующую классификацию видов стресса (на основе классификации В.А. Бодрова):

1) Психологический:

·   внутриличностный (отражает конфликт внутри самой личности, нереализованные потребности и притязания и т.п.);

·   межличностный (вызванный сложностями во взаимодействии с другими людьми);

·   личностный (связан с проблемами в личной сфере человека, а также в связи с заболеванием, злоупотреблением спиртным или употреблением наркотиков);

·   посттравматический (связан с перенесенной человеком тяжелой психической травмой);

·   информационный (связан с переизбытком или недостатком воспринимаемой человеком информации).

Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, уход на пенсию, привлечение по суду, потеря вложенных в банк средств, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

2) Физиологический: (воздействует на организм человека). Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

К такому виду относится акустический стресс, стресс, связанный с действием перегрузок, вибрации и т.п.

3) Профессиональный: (связан со сложностями, возникающими в процессе выполнения профессиональной деятельности). Выделяется в особый вид, хотя может включать в себя различные виды стресса, например, физиологический, межличностный, информационный и др. Неинтересная работа - важный фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

Организационный. Возникает при перегрузке, конфликте ролей, неопределенности ролей, неинтересной работе.

Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

4) Финансовый:

(связан с финансовыми затруднениями, кризисами).

5) Экологический:

(отражает неблагоприятное влияние загрязненной окружающей среды на человека. К этому же виду стресса относятся экологические аварии и катастрофы, а также различные виды эпидемий).

6) Природный:

(причиной являются стихийные бедствия).

7) Общественный:

(испытываемый большими группами населения в связи с экономическими проблемами, войнами, региональными конфликтами, безработицей и др.).

О том, что современные люди подвержены стрессам, свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребления успокоительных средств, рост самоубийств, числа алкоголиков и наркоманов, а также увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, может не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь. Эффективность и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в том числе и от стрессогенных (являющихся причиной возникновения стресса). В связи с особой актуальностью рассматриваемой проблемы хотелось бы осветить ее в контексте профессиональной деятельности.

Феномен стресса. С давних времен явление стресса изучалось людьми. Было выявлено, что стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно.

Стресс, положительно влияющий на человека, получил название эустресса, а влияющий отрицательно был назван дистрессом. Стрессором принято называть воздействие, приводящее к возникновению стрессовой ситуации. В чем же заключается положительное действие стресса? Если действие стрессора непродолжительно и недостаточно интенсивно, то стресс может оказывать мобилизующее воздействие (эустресс), в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. При эустрессе возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания, улучшается память.

При повторном воздействии стрессоров, имеющих схожий характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться устойчивость к воздействию стресса (повышается стрессоустойчивость). В настоящее время существует ряд методик, разработанных учеными, которые направлены на повышение стрессоустойчивости. Если же воздействие стрессора сильно или продолжительно, то ни о каком положительном влиянии стресса речи уже идти не может: он действует отрицательно на организм человека.

Хотя стресс и рассматривается в аспекте взаимодействия между человеком и окружающей средой, его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что является стрессогенным для одного человека, может не быть таковым для других людей. Не само по себе стрессогенное воздействие является причиной ответа организма человека на него соответствующей реакцией, а отрицательная оценка, «неприятие стимула с биологической, психологической, социальной и других точек зрения данного индивида».

Особый интерес к проблеме стресса был привлечен работами Г.Селье (1956), который предлагал понимать стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общим адаптационным синдромом.

Первая стадия - это реакция тревоги. В организме появляются изменения, характерные для первоначального воздействия стрессора и направленные на ослабление его влияния.

На следующей стадии - резистентности - организм начинает адаптироваться к продолжительному воздействию стрессора. Изменения, характерные для реакции тревоги, исчезают. При этом повышаются требования к адаптационным системам организма, но он функционирует на уровне, мало отличающемся от нормального, не стрессового состояния.

Поскольку адаптационная энергия не беспредельна, и если действие стрессора продолжается, то наступает стадия истощения. Снова появляются симптомы, характерные для реакции тревоги, и человек может даже погибнуть.

Г.Селье предложил различать "поверхностную" и "глубокую" адаптационную энергию.

О самих же стрессогенных ситуациях можно сказать, что они делятся на кратковременные и долговременные. При кратковременном стрессе расходуется поверхностная адаптационная энергия и немного - глубокая. К тяжелым последствиям может привести ситуация кратковременного стресса, при которой воздействие стрессора столь велико, что поверхностной адаптационной энергии недостаточно, а темп мобилизации глубокой адаптационной энергии слишком мал для возмещения расходуемой поверхностной энергии. При долговременном стрессе мобилизуется энергия двух уровней адаптации.

К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, войны и другие аналогичные явления. Наиболее ярко проявляются особенности действий людей в подобных ситуациях, и можно выделить несколько типов поведения:

·   напряженный - характерны замедленность, скованность, напряженность, а также интенсивные реакции на эмоциональные воздействия;

·   трусливый - уклоняется от необходимых действий. Преобладают эмоция страха и инстинкт самосохранения;

·   тормозной - характеризуется полной заторможенностью действий;

·   агрессивно-бесконтрольный - действия человека агрессивны, бессмысленны и бесконтрольны, он действует под влиянием аффекта (т.е. очень сильной эмоции, например, страха, гнева и т.п.);

·   прогрессивный - деятельность осуществляет успешно, затраты сил и утомляемость невелики, повышенный тонус;

·   суетливый - мечется, не может принять решение и осознать приоритетное направление действий;

·   уходящий в мелочи - не видит цели, занимается второстепенными делами;

·   временно заторможенный - сначала заторможен, а затем активно действует в нужном направлении;

·   ложно-прогрессивный - активно действует, но делает совсем не то, что нужно.

Люди по-разному реагируют на стресс. Ходит легенда о том, что воинов в войско Александра Македонского отбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в трудную ситуацию и смотрели: кто из них бледнеет, а кто краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях на ситуацию стресса: активной и пассивной. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс (активное реагирование).

Если в работе, выполняемой человеком, зачастую возникают сложные, опасные, экстремальные ситуации, совершенно ясно, что хорошо с ней будет справляться субъект с активным типом реагирования.

Пассивное и активное реагирование. Активное реагирование на стрессовую ситуацию характеризуется усилением эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такой способ реагирования - это попытка организма человека с помощью ускоренных и усиленных действий предотвратить возможность неблагоприятного развития ситуации. Различается адекватное и неадекватное действие в подобной ситуации. Неадекватная активная реакция может привести как к возникновению ошибок, так и дезорганизации действий.

Активный способ реагирования многопланов. Как уже отмечалось, может наблюдаться мобилизация сил, действия оптимальны, даже более активны, чем в обычной ситуации, наблюдается повышенный фон настроения, утомляемость невелика. Активные реакции могут иметь и не столь положительные проявления - это и излишняя суетливость, порой бессмысленность действий, и уход в сторону, к мелочам от актуально стоящей проблемы, и излишняя агрессивность, бесконтрольность, и, наконец, неадекватные действия, совершенно не способствующие разрешению возникшей ситуации.

Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей - это замедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то на протяжении некоторого времени бездействует, его охватывает тревога и страх, человек испытывает затруднения в организации умственной деятельности. При низкой стрессо-устойчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полная заторможенность и бездействие, стремление уйти от решаемой проблемы. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека.

Аналогично «замиранию» животных, подобное явление может наблюдаться и у людей - временная заторможенность сменяется активными, адекватными действиями. Хотя бывают ситуации, которые нужно просто «пережить», своим активным вмешательством человек ничего не изменит (например, гибель друга или близкого человека).

Говоря о пассивном или активном реагировании на стресс, следует пояснить, что под этим подразумевается реакция, типичная для конкретного индивида.

Чем более субъективно значимо событие (например, за счет осознания опасности), и чем более определенным оно является для субъекта, тем больше вклад этого воздействия в актуализацию программы активного поведения.

Бывают ситуации непрогнозируемые, или просто сложные, в которых человек с преобладанием активного типа реагирования на стресс может реагировать пассивно: в виде расслабления или пассивного напряжения. В таких случаях человеку может быть неясно, как следует действовать (не хватает опыта, недостаточно информации и т.д.), или ситуация воспринимается как неразрешимая.

Такое пассивное состояние может продолжаться до тех пор, пока не появится достаточно необходимой информации. Или ситуация разрешится сама собой. Хотя пассивное реагирование иногда может обернуться гибелью для человека.

При длительных воздействиях стрессора предпочтительнее активная реакция, при не очень сильном, но длительном воздействии - пассивная.

Наличие двух противоположных способов реагирования на стресс (активный и пассивный) - полезный фактор, способствующий сохранению генофонда.

Рассматривая феномен стресса, следует остановиться на том моменте, что некоторые люди получают удовольствие от воздействия некоторых видов стрессоров и говорят о том, что это их даже несколько взбадривает и позволяет ощутить полноту жизни.

Одним из отечественных ученых (В.А.Файвышевским) была разработана теория, в которой утверждалось, что в организме человека существует особый физиологический аппарат общей мотивации, формирующий эмоции удовольствия и страдания. Предполагается, что в этом аппарате действуют две системы, порождающие положительные эмоции: система повышения удовольствия и система минимизации страдания.

При возникновении опасных ситуаций система минимизации страданий является источником положительных эмоций. При определенных обстоятельствах и длительном бездействии этой системы, связанной с эмоциями страдания, в организме возникает стремление к опасности, т.е. к условию, дающему выход скопившейся энергии второй системе. Несмотря на спорность этой теории, следует отметить несомненный интерес, который она вызывает.

Рассматривая стресс, нельзя обойти стороной зависимость эффективности выполняемой человеком деятельности от предъявляемых требований (лучше всего человек работает при умеренном уровне предъявляемых требований, при заниженном или завышенном уровне деятельность не столь эффективна). Избыток и недостаток стимулов могут приводить к возникновению стресса.

Это явление может быть описано перевернутой U-образной функцией. Такой же функцией описывается информационный стресс, связанный с недостатком или избытком информации.

 

Как нами отмечалось, в отдельный вид стресса может быть выделен профессиональный стресс.

Профессиональный стресс. В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности, особо высокий темп работы или ее монотонность, завышенные требования к человеку, отсутствие возможности восстановиться, отдохнуть до продолжения своей работы (наблюдается у пожарных), а также такие факторы, как неудовлетворенность своей работой, занимаемой должностью, а также несоответствие индивидуальных особенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. К событиям, вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы, или изменение ее профиля, большие изменения в графике работы, возросшую ответственность или ее снижение, отсутствие работы более одного месяца, проблемы с коллегами или начальством.

Интенсивная работа не всегда прямым путем ведет к стрессу, а затем и к инфаркту. Не в количестве труда, а в его качестве все дело, точнее, в вашем отношении к нему.

Замечено, что многие выдающиеся труженики почти во всех областях деятельности прожили долгую жизнь. Работа изматывает человека только удручающими неудачами, а успешная деятельность, даже самая напряженная, не приводит к разрушающему дистрессу, напротив, даже в преклонном возрасте она бодрит, создает ощущение молодости и силы. Вольтер, празднуя 80-летие, сказал: "Сейчас у меня нет для себя ни минутки. Уже через месяц у меня будет много работы. Чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться. И это хорошо, ибо лучше умереть, чем старчески тащиться по жизни. Работать — значит жить". Работа — надежный противовес любой беде.

Успешная работа связана с таким первобытным биологическим чувством, как гордость своим умением и мастерством. Даже охотничья собака гордится, когда приносит добычу невредимой. Только неудачи и отсутствие цели портят удовлетворение от работы. Трения и вечно меняющиеся указания ускоряют износ и дряхление, способствуют накоплению шлаков и отходов как в живых машинах, так и в неодушевленных. Вот почему так важно найти свою работу, ту, что нравится больше всего и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных неудач и порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным.

Нужны три условия, чтобы работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Знаток бизнеса У.Геллер советует: ведите свой бизнес как игру. Не принимайте все слишком близко к сердцу — это чревато нервным стрессом. Играйте для того, чтобы выиграть, но в то же время умейте наслаждаться самим процессом игры.

Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование ‑ это самые вредоносные агрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у вас должна быть непременно, и самая благородная и оздоравливающая — достижение высокого мастерства. Достигнув его, вы обретаете спокойную уверенность в себе, а также расположение, уважение и, возможно, любовь близких.

У людей, заинтересованных до глубины души своим трудом, нет даже и мысли о болезнях. Английские медики в результате многолетних исследований установили, что у людей, безразлично относящихся к своей профессии, инфаркт бывает в четыре раза чаще, нежели у тех, кто любит свое дело. Древние инки говорили: "Живи так, словно завтра ты должен умереть. Работай так, словно тебе придется жить вечно".

Труд называют первым в ряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются с неудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческое начало в жизни человека, этнической группы и народа.

Чувство удовлетворенности работой вызывается во многом возможностью личностного роста при выполнении работы, чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.

Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (будь то значительные физические нагрузки или требования к более высокому уровню мастерства, которым человек не обладает), могут служить причинами возникновения стресса.

На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения - личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов, большие затраты времени на дорогу до места работы и многое другое.

Приведем тест на наличие стрессоров в профессиональной деятельности человека, который позволяет определить не только степень насыщенности работы стрессорами, но и сферы деятельности, являющиеся стрессогенными.

Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам в Вашей работе?

Укажите на соответствующую цифру.

 

Высказывание

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Всегда

Работающие со мной люди не знают, что они могут от меня ожидать

1

2

3

4

5

Вы убеждены, что Вы делаете то, что нужно

1

2

3

4

5

Вы чувствуете, что Вы не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей

1

2

3

4

5

Вы ощущаете перегрузку

1

2

3

4

5

Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует

1

2

3

4

5

Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни

1

2

3

4

5

Вы часто не знаете, что Вам дадут делать

1

2

3

4

5

Вы чувствуете, что для исполнения работы Вам не достает власти

1

2

3

4

5

Вы чувствуете, что не можете переварить всю необходимую Вам информацию

1

2

3

4

5

Вы не знаете, как Вас оценивает Ваш начальник

1

2

3

4

5

Вы не в состоянии предугадать реакций вышестоящих начальников

1

2

3

4

5

Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами Вашего начальника

1

2

3

4

5

 

Тест имеет 4 секции: конфликтность, перегрузка, сферы деятельности и напряженность с руководством. Для обработки результатов тестирования необходимо найти сумму баллов по каждой секции.

К секциям относятся следующие номера вопросов:

1. Конфликтность -1,2,3.

2. Перегрузка-4,5,6.

3. Сферы деятельности-7,8,9.

4. Напряженность с руководством-10,11, 12.

По каждой из секций можно набрать от 3 до 15 баллов.

Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что в данной сфере имеются проблемы. Общий балл по всему тесту может варьировать от 12 до 60 баллов. Показатель в 36 и более баллов свидетельствует о том, что Ваша работа «насыщена» стрессогенными факторами.

Путями снижения воздействия профессиональных стрессоров являются соблюдение требований эргономики, проведение профессионального отбора (там, где это диктуется «особыми» условиями деятельности), наличие психологической службы.

Влияние стресса на здоровье. Длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека. Огромное количество данных свидетельствует о том, что дистресс играет немаловажную роль в возникновении таких заболеваний, как неврозы, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, гипертония и др.

При возникновении стресса часто возникает рассогласованность между предъявляемыми требованиями и способностью человека справиться с этими требованиями, и, как следствие, состояние напряжения.

Существует ряд приемов снятия такого напряжения. Это медитация, релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические упражнения (чередование и расслабление групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия.

Занятие спортом, общение с природой или искусством, со своими друзьями и понимающими близкими, просто «создание» пусть небольшой, но зримой «победы» (сделать уборку, поменять прическу и т.п.) - все это может помочь человеку, находящемуся под воздействием дистресса.

Применение алкоголя, наркотиков и психофармакологических средств не помогает справляться с проблемой, а лишь «отодвигает» ее на какое-то время, хотя небольшие дозы алкоголя, курение или употребление успокоительного препарата позволяют иногда поновому взглянуть на ситуацию. Следует подчеркнуть опасность привыкания к курению, алкоголю и лекарствам.

При проведении исследования о влиянии дистресса на возникновение у человека ишемической болезни сердца было выделено два типа людей - тип «А» (склонные к заболеванию сердца) и тип «Б» (несклонные к этому заболеванию).

К типу "А" (группа риска) были отнесены люди, которые могут быть охарактеризованы следующими особенностями:

·   высокий темп жизни, ускорение темпа многих физических и психических функций;

·   постоянное стремление к соревнованию и конкуренции, к выдвижению;

·   стремление к признанию;

·   вечный дефицит времени, участие в разнообразных видах деятельности;

·   высокая готовность к действиям;

·   нетерпеливость и постоянная спешка;

·   отсутствие ощущения безопасности;

·   неспособность к релаксации.

Тип "Б" является противоположным типу "А" и «иммунным» по отношению к ишемической болезни.

Имеются данные о том, что люди типа «А» склонны и к другим заболеваниям, связанным со стрессом.

Один из тестов на выявление стрессоустойчивости позволяет определить к какому типу (тип А или тип Б) Вы относитесь.

На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет» и «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в тех случаях, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ ("да" или "нет").

Очень ли трудна и напряженна Ваша работа?

Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

Часто ли Вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?

Чувствуете ли Вы, что Вам постоянно не хватает времени?

Часто ли Вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем Вы сами могли бы это сделать?

Часто ли Вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

Если Вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли Вы нетерпение?

Если Вы испытываете напряжение или раздражение, то трудно ли Вам скрыть это?

Часто ли Вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?

Часто ли у Вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

Предпочитаете ли Вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?

Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

Стараетесь ли Вы быть во всем первым и лучше?

Считаете ли Вы себя человеком очень энергичным, напористым?

Считают ли Вас человеком очень энергичным и напористым Ваша жена или близкие?

Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, Вы продолжаете думать о своих делах?

Часто ли Ваша жена или близкие просят Вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?

Прилагаете ли Вы усилия, чтобы победить в играх?

По каждому вопросу каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» - в 0 баллов, а ответ «не знаю» - в 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранное Вами при заполнении теста.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежите к типу "Б". Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределить время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди этого типа обладают высокой стрессоустойчивостью.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу "Б", но умеренно выраженная. Часто уровень стрессоустойчивости достаточно высок,
но не всегда.

Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадлежите к типу "А". Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели.
Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь. Постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Такие люди часто ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.

Если получилась сумма от 20 до 30 баллов, то у Вас проявляется склонность
к типу "А", но она умеренно выражена. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

Следует отметить, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации.

Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флегматики и сангвиники. Первые - в силу своей высокой эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции на воздействие внешних раздражителей; вторые - также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.

Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объясняется неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на окружающих.

Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью.

Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов.

Люди, согласно классификации Д.Роттера, делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонные брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рассчитывающие на самого себя). Интерналы более устойчивы к воздействию стресса, но при таком стрессогенном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала и он становится даже более беззащитным, чем экстернал, оказавшийся в подобной критической ситуации.

Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возникшей критической ситуации: как жертву, или как индивида, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жертву, больше подвержены влиянию дистресса. Активно действующий человек испытывает меньший стресс, чем пассивный.

Таким образом, стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека. На какие-то из них мы можем воздействовать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то - нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценить реальность и действовать там, где это необходимо, а там, где наши действия бесполезны, - просто принять ее как данность.

В заключение необходимо отметить - чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

·   оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

·   разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

·   четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

·   использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

·   обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

·   выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич