Авторы проекта
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















2.2. Работа со специальной литературой

Техника чтения специальной литературы. Умение работать с книгой характеризуется быстрым освоением ее структуры, правильной оценки и фиксированием всего, что оказалось в ней интересным и нужным. Работа со специальной литературой — один из основных элементов деятельности работника умственного труда, и ее совершенствование является важной задачей.

Чтение специальной литературы осуществляется в определенной последовательности. Начинается оно с предварительного ознакомления с книгой, после чего приступают к собственно чтению. Цель предварительного ознакомления с книгой — формирование общего представления о данной работе и выявление степени ее полезности для изучаемой проблемы. На этом этапе следует ознакомиться с названием, типом издания, автором, редактором, издательством (учреждением), годом издания, аннотацией, оглавлением, предисловием, комментариями, указателями, списком литературы, перечнем сокращений. Такое ознакомление поможет ответить на вопрос о целесообразности дальнейшей работы над данной книгой, выяснить, представляет ли она интерес. Чтение специальной литературы осуществляется либо путем беглого просмотра содержания книги, либо путем тщательной проработки текста. Беглый просмотр позволяет ознакомиться со специальной книгой в общих чертах. Умение пользоваться им должен выработать в себе каждый специалист, так как без этого невозможна производительная работа с книгой. Беглый просмотр нужен для того, чтобы специалист был в курсе всех новейших сведений по интересующей проблеме. Но такая форма работы подходит лишь для литературы по той проблеме, в которой специалист достаточно хорошо ориентируется. Кроме того, при беглом просмотре требуется умение быстрого «динамического чтения», которое повышает скорость его в 2—3 раза при условии достаточной степени усвоения прочитанного.

В исследованиях, касающихся высшего руководства, было обнаружено, что у 83% руководителей нет достаточного количества времени для чтения спецлитературы по своей отрасли знания. Тем не менее эффективное чтение является наиболее быстрым способом приобретения знаний. Оно является процессом мышления. Цели эффективного чтения: быстрое чтение, ясное понимание прочитанного, надежное запоминание прочитанного, эффективное обучение. Развитие скорости чтения зависит от правильных приемов чтения, избавления от ошибок и хорошей техники чтения. Эффективность понимания зависит от индивидуальных качеств, которые можно совершенствовать путем тренировок. Речь идет о способности эффективно использовать максимально широкое поле видимости и для восприятия информации, и для быстрого понимания ее. Необходимо тренировать систему памяти. Медленное чтение вызывается привычкой читать вслух, шевелить губами при чтении, следить за читаемым текстом пальцем и палочкой, неумением сосредоточиться (например, одновременно слушая музыку), блужданием глазами по тексту. Для того чтобы избавиться от привычки блуждать по тексту глазами, следует провести в течение нескольких недель три—пять раз в неделю по 15 минут следующие тренировки: взять кусочек картона и при чтении закрывать им уже прочитанный текст (отодвигать картон и заглядывать вновь в текст не следует). Если что-то непонятно, то следует возвратиться к тексту только после прочтения всего текста. Скорость чтения зависит от качества текста и освещения. Скорочтение лучше всего осуществляется при свете, приравниваемом к дневному. Размер шрифта в 10—12 пунктов увеличивает расстояние между глазами и текстом до 40—50 см, что меньше утомляет глаза при чтении. Книгу лучше располагать перпендикулярно к оси видения. Строки должны быть расположены так, чтобы глаза производили только горизонтальные движения.

Движение глаз можно тренировать. Надо стремиться к тому, чтобы одним взглядом увидеть как можно больше слов. Сначала следует выяснить, сколько вы видите знаков при одном фиксированном взгляде. Это можно узнать с помощью следующих рядов цифр или букв.

 

098765432109876543212345678901234567890

УТСРПОНМЛКЙИЗЖЕДГВБААБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУ

 

Остановите взгляд на цифре 1, расположенной в центре ряда и закройте бумажками остальные цифры справа и слева так, чтобы видны были еще только 2 по обе стороны от единицы. После этого начинайте отодвигать бумажки в стороны, все время глядя на цифру 1. Остановите бумажки, как только крайние цифры будут расплываться и станут неузнаваемыми. Таким способом вы узнаете, сколько цифр или букв вы способны увидеть при одном фиксированном взгляде. Очень важно, чтобы во время этого эксперимента Вы смотрели только на среднюю цифру или букву. Таким образом каждый может узнать, какое у него поле зрения. Диаметр поля зрения, имеющего форму эллипса, у нетренированных читателей менее 1 см. Для расширения нужно много тренироваться. Наивысшее достижение в скорости чтения —1000 слов в минуту, приемлемая скорость — 400—600 слов в минуту.

Для достижения успехов в быстром чтении на первом этапе можно повторить несколько раз приведенный выше эксперимент, стремясь к расширению поля зрения. Хороший читатель в зависимости от потребности сумеет менять скорость своего чтения (поисковое, выборочное, беглое, углубленное).

Тщательная проработка текста, или углубленное чтение, ставит своей задачей понять, усвоить и запомнить вопросы, излагаемые в тексте. К такому типу чтения относятся: изучение учебных материалов, научных текстов, различных вопросов при подготовке к зачетам и экзаменам и т.д.

Чтение специальной литературы — это процесс накопления и расширения знаний, и чем выше уровень подготовки специалиста, тем эта задача решается легче. Однако в любом случае в процессе работы с книгой могут встретиться затруднения в понимании текста, поэтому нужно знать, как их преодолеть. Обычно затруднения возникают из-за нежелания серьезно разобраться в логической структуре материала книги. Задача заключается в том, чтобы проследить ход мыслей автора, логику его доводов и доказательств, установить связь между отдельными положениями, выделить главное, что приводится для их обоснования, отделить основные данные от иллюстраций и примеров, т. е. провести глубокий и детальный анализ текста.

При работе с однотипными текстами используют заранее подготовленные перечни вопросов, на которые следует ответить в процессе чтения, или конкретное фактическое задание, которое можно выполнить при условии тщательной проработки специальной литературы.

Иногда затруднения в понимании текста обусловлены не структурой текста, а его терминологией. Поэтому при чтении спецлитературы необходимо иметь под рукой справочники и словари специальной терминологии.

Динамическое чтение. Существуют следующие рекомендации для тренировки углубленного чтения:

Перед началом чтения сосредоточьтесь основательно. Выбросьте из головы ненужные мысли и постарайтесь избежать внешних помех.

Перед углублением в текст пробегите его глазами.

Найдите ключевые мысли и ключевые слова. Подчеркните важнейшие, нужные вам выражения (однако прибегайте к подчеркиванию по возможности реже, отдавая предпочтение записям или конспектированию). При поиске ключей текста помогают вопросительные слова «что», «где», «когда», «кто», «как», «почему».

Обратите внимание на иллюстрированный материал и подписи к нему, так как они часто содержат главные мысли данного материала.

Прерывайте чтение через небольшие промежутки времени, через каждые 15 минут пробегайте глазами прочитанный текст и обратите еще раз внимание на подчеркнутые фразы.

В течение каждого часа работы делайте перерыв на 10 минут.

Наиболее эффективным чтение будет тогда, когда вы после углубленного прочтения напишите резюме (краткое изложение прочитанного; краткий вывод).

Не забывайте, что запоминание после одноразового прочтения — дело очень трудное, почти невозможное. Поэтому не ленитесь прочитать текст несколько раз. Отнеситесь к прочитанному критически.

Как составить программу тренировки в чтении. Рекомендации для облегчения практических тренировок в скорочтении преследуют следующие цели:

1. Расширение поля зрения до 3—5 см.

2. Достижение желаемой скорости и точности чтения.

3. Выработка умения читать один и тот же текст с разной скоростью.

Тренируйтесь, читая передовицы газет, каждое утро примерно по 5 минут в течение 3—4 месяцев подряд. Не забывайте о технике чтения путем расширения поля зрения. Читайте комплексы мыслей, а не отдельные слова. Избегайте возвращения к прочитанному.

Читайте сознательно с разной скоростью. Используйте все виды чтения (поисковое, беглое, выборочное, углубленное). Тестируйте в процессе тренировки один раз в неделю скорость своего чтения следующим образом:

1) отсчитайте в тексте 50 строк; 2) подсчитайте, сколько слов имеется в каждой строчке (точность 10%); 3) проверьте, сколько слов вы читаете в минуту.

На рабочем месте следует читать необходимые материалы. С целью экономии времени на чтение необходимо распределить и делегировать чтение служебных текстов. Письменные материалы должны проходить только через заинтересованных в данных материалах лиц. Не следует заниматься ненужным чтением.

Найдя в литературе интересные и актуальные материалы, нужно составить по ним резюме и передать для ознакомления коллегам. При подборе материала для чтения нельзя забывать о цели чтения. Следует задать себе такие вопросы: Почему я хочу прочитать этот материал? Что я хочу найти в нем? Думаю ли я, что в данном материале найду то, что ищу?

Тренируясь в скорочтении, вы скоро заметите, что за то же время, за которое вы раньше прочитывали одну книгу, теперь можете одолеть три, причем понимание прочитанного улучшилось.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in
Мыслеобменник

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич Сайт создан веб-студией "Инфогор"
Создание сайтов в Хабаровске