Авторы проекта
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















2.3. Фиксирование необходимой информации

Ведение записей при чтении. Обязательное условие работы со специальной литературой — ведение записей при чтении. Оно способствует лучшему усвоению прочитанного и в дальнейшем даст возможность использовать нужные материалы. В зависимости от целей чтения записи могут быть различными. По своему характеру их можно условно разделить на два вида:

·   записи, не связанные с аналитической проработкой текста (библиографическое описание; выписки; перечень страниц, подлежащих копированию; пометки и выделения в тексте; раскрашивание схем и рисунков; система чистых листов, закладки с надписями);

·   записи, связанные с аналитической проработкой текста (оценочные записи на библиографических карточках личного архива; план книги; тезисы; конспект; словарь терминов, понятий и сокращений).

Имеется ряд правил и приемов, направленных на то, чтобы записи при работе со спецлитературой как можно полнее отвечали своему назначению. Перед тем как приступить к работе, следует сделать выбор между книжной формой (использование материалов в сброшюрованном виде) и картотечной. Сущность картотечной формы состоит в том, что каждая запись по одному какому-либо вопросу делается на отдельной карточке из плотной бумаги или тонкого картона и является как бы единицей, занимающей определенное место в создаваемой системе. Образуется картотека — совокупность карточек с различными сведениями, систематизированными по определенным признакам. Картотечная форма записей делает их «подвижными». При необходимости их можно перегруппировать по другим признакам, что облегчает подбор нужных по работе материалов.

Если записи предназначаются для подшивки (компоновки брошюр), то их лучше делать на одной стороне листа — это дает возможность делать любые вставки в текст, использовать записи при подготовке докладов и рукописей печатных работ.

Целесообразно делать под копирку два экземпляра записей (один — для хранения, а другой — на «разрез» для перекомпоновки при окончательной доработке текста). Листы с записями обязательно нумеруются. Записи лучше делать при повторном чтении, только очень опытный специалист может заниматься этим по ходу чтения.

Рассмотрим основные требования при выполнении различных записей.

1. Записи, не связанные с аналитической проработкой текста. Библиографическое описание должно содержать фамилию автора, инициалы, название источника (книги), место издания, издательство, год издания. Если используется фрагмент периодического издания (еженедельника, журнала и т.д.), то после фамилии и инициалов автора указываются название статьи, название периодического издания, год и номер издания, страницы.

Выписки. Каждая выписка должна быть точной, иметь законченную мысль, быть понятной и вне текста. В некоторых случаях можно использовать «формализованные» выписки в виде таблиц, которые ускоряют выборку данных из источников и облегчают работу с ними.

При работе с книгой применяется и такой вид записи, как составление перечня страниц, на которых находятся материалы по интересующей теме. В дополнение к номерам страниц в нем следует указать, в каких абзацах находятся нужные данные. Это дает большую экономию времени при повторном обращении к данным источникам.

Перечень страниц (или фрагментов текста), подлежащих копированию (фотографированию, ксерокопированию), следует готовить по ходу чтения.

При чтении научной, учебной и специальной литературы распространена практика пометок и выделений в книгах. Просматривая источники, читатель делает пометки на полях или прямо по тексту, выделяя то, на что надо обратить внимание (данные, представляющие интерес; положения, с которыми нельзя согласиться, удачные или неудачные выражения; материал для копирования). Вопрос о выборе форм пометок и выделений решается индивидуально. Рекомендуется использовать для этого различные линии, символы, цифры и стремиться к тому, чтобы выбранная система была стройной и стабильной.

Раскрашивание схем и рисунков, особенно сложных и трудно воспринимаемых, во многих случаях делает их наглядными, что значительно облегчает работу с ними.

Когда нужно выделить определенные части текста, а пометки в книге делать нельзя, целесообразно применять систему чистых листов. Между страницами вкладываются чистые листы бумаги или кальки, на которых делаются пометки на уровне нужных мест текста, при необходимости возле таких пометок даются краткие замечания по содержанию выделенных мест. Такие чистые листы нумеруются в соответствии с нумерацией книги. В дальнейшем, приложив их к тексту, можно сразу найти нужные места.

Закладки с надписями также облегчают работу с книгой. Они позволяют быстро находить нужные разделы книг, к которым приходится часто обращаться. На закладках должно быть четко обозначено, для чего они сделаны.

2. Записи, требующие аналитической проработки текста, — оценочные записи на библиографических карточках личной библиотеки. Цель таких записей — зафиксировать тот факт, что книга была просмотрена или проработана. Запись состоит из нескольких слов, из которых должно быть ясно, какие сведения в ней можно найти.

Более сложный вид записей — составление плана книги, который помогает отразить ее содержание и структуру.

Фактически планом любой книги является оглавление, но как форма записи при чтении план должен быть несколько подробнее оглавления. План показывает ход мыслей автора, логику его обоснований и доказательств. Пользуясь этой формой записи, легко восстановить в памяти содержание любой книги. Составление плана книги предваряет более сложный вид записей — тезисы и конспекты.

Тезисы (в пер. с греч. «положение») — это основные положения книги. Для их составления требуется достаточно полное усвоение содержания книги, четкое представление о ее основной идее и наиболее важных положениях, утверждаемых автором. В тезисах, как правило, не должны содержаться фактические данные. Но иногда после каждого тезиса можно подобрать краткий перечень фактов, приводимых автором, и дать его обоснование.

Конспект (в пер. с греч. «обзор») — один из наиболее часто практикуемых видов заданий, содержащих основные мысли произведения без лишних подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре соответствует плану книги. Текст конспектов следует делать удобным для читателя с помощью различных выделений, указывающих логические связи между отдельными положениями. Работу с конспектом облегчает нумерация его частей. Рекомендуется как можно чаще делать ссылки на номера страниц в книге.

Кроме текстового конспекта в ряде случаев удобнее делать записки в виде формализованного (табличного) конспекта. Это особенно удобно, перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен. Табличная форма конспекта может быть также применена в тех случаях, когда готовится сводный конспект по нескольким источникам и если возникает необходимость сопоставления отдельных данных.

Разновидностью формализованного конспекта является конспект, составленный в форме ответов на заранее подготовленные вопросы.

Еще одна форма конспекта — графический конспект. При этом элементы конспектируемой работы располагаются в таком порядке, который дает возможность представить ее структуру. Ведение графического конспекта способствует уяснению содержания источника информации и является способом критической оценки его структуры.

Словарь терминов, понятий, сокращений не случайно относится к видам записей, требующих аналитической проработки текста. Составление такого словаря с точным толкованием специальных терминов и понятий — это работа, связанная с активным поиском информации в справочниках и руководствах. Вести такой словарь необходимо специалистам любого уровня, так как в настоящее время специальная литература насыщена обилием всевозможных сокращений, специальных терминов.

Ускоренная запись текста. Руководителю, специалисту любого ранга часто приходится записывать текст речи, выступления, устного изложения и т.п. Большое значение для эффективного ведения таких записей имеет овладение большой скоростью записей. Скоропись позволяет записывать речевые сообщения в три—четыре раза быстрее, чем обычное письмо. Ускоренная запись текстовой информации достаточно проста и зависит от точности сокращения слов, чередования сокращенных слов с несокращенными или с теми, которые при сокращении имеют окончания. В одном предложении рекомендуется делать не более 40% сокращений для быстрой расшифровки текста. Нельзя сокращать подряд несколько слов, так как при чтении легко потерять согласование и управление словами в предложении. В каждой фразе хотя бы несколько слов надо писать с окончаниями. С окончаниями обычно пишутся имена существительные там, где это необходимо, а прилагательные — без окончаний.

Невозможно привести все сокращения, надобность в которых возникает в процессе скорописи. Их надо находить в таких изданиях, как энциклопедии, словари, реферативные журналы и др. Эти сокращения записывают в специальную тетрадь с разноской в алфавитном порядке в определенных разделах. Все новые сокращения надо заучивать наизусть, используя следующую схему работы:

·   медленное чтение всех сокращений с учетом построения каждого из них;

·   изучение сокращений на слух без записи;

·   запись сокращений по несколько раз;

·   запись всех сокращений под диктовку;

·   проверка записи.

Облегчает скоропись привычка к определенному виду сокращений, и ее не надо менять. Например, национальность — нац., технико-экономические показатели — тэп и др. Названия городов, фамилии и другие объекты, о которых в тексте речь идет в первый раз, при скорописи пишутся целиком, и их подчеркивают. Далее, если эти слова встречаются вновь, они записываются одной начальной прописной буквой, после которой ставится точка. Сокращения разных слов могут оказаться одинаковыми, но их легко восстановить по контексту.

При ускоренной записи нужно придерживаться следующих правил: основные термины, повторяющиеся в тексте больше всего, надо чаще сокращать; чтобы облегчить понимание сокращенной записи, нецелесообразно сокращать окончания слов. Существительные надо записывать с заглавной буквы, а прилагательные и другие части речи — со строчной. Однотипные термины следует сокращать по возможности одинаково.

Чтобы в совершенстве овладеть скорописью, надо провести 15—20 тренировочных занятий по 15—30 минут ежедневно с обязательной диктовкой и проверкой текста. Ускоренную запись нужно вести разборчивым почерком.

Практическое задание:

·   Проведите ряд тренировочных занятий по увеличению поля зрения при чтении литературы.

·   Определите скорость своего чтения.

·   Приготовьте секундомер или часы с секундными стрелками.

·   Возьмите любой текст объемом 1400 знаков.

·   Положите перед собой текст, но не читайте его заранее.

·   Засеките время и начинайте читать с обычной для себя скоростью; не спешите, так как это дает неверное представление о действительной скорости вашего чтения.

·   Когда закончите чтение текста, посмотрите, сколько у вас ушло на это времени.

·   Определите скорость своего чтения (слов в минуту), запишите ее.

·   Теперь вы можете приступить к тренировкам по скорочтению, пользуясь табл. 31.

 

Таблица 31

Определение скорости чтения

 

Время, мин, с

Количество прочитанных слов

Время, мин, с

Количество прочитанных слов

2.00

100

45

267

1.45

114

40

300

1.30

133

35

343

1.15

160

30

400

1.00

200

25

480

55

218

20

600

50

240

 

 

Время .……..

Скорость чтения .….. слов в мин.

 

Проведите тренировочные занятия по углубленному чтению.

·   Возьмите любой учебник, выберите тему и, пользуясь рекомендациями для тренировки углубленного чтения, проработайте ее.

·   Напишите резюме или изложите краткое содержание изученного материала

·   Составьте программу тренировок в чтении.

·   Примените практические правила и приемы ведения записей при работе со спецлитературой.

·   Проработайте выбранный материал.

·   Составьте различные виды записей.

·   Отразите проработанный источник в документации «личного архива»

·   Составьте графический план-конспект настоящего учебника сделайте критический анализ его структуры.

·   Проведите тренировочные занятия по овладению ускоренной записью

·   Выпишите возможные сокращения из энциклопедии, справочника словарей.

·   Придумайте свои сокращения слов.

·   Слушая любую речь (лекцию, речь по радио, телевидению и т.п.), попробуйте записать ее.

·   Расшифруйте свою запись.

·   Продолжите тренировки в течение нескольких недель до желаемого результата.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in
Мыслеобменник

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич Сайт создан веб-студией "Инфогор"
Создание сайтов в Хабаровске