Авторы проекта
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Заявки на услуги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















2.5. Тренировка памяти

Понятие и разновидности памяти. Память — это процесс восприятия, сохранения и воспроизведения информации. Под информацией в данном случае понимаются и полученные человеком чувственные восприятия, и словесные сообщения, его собственные мысли и переживания.

Существует кратковременная и долговременная память. Кратковременная память не является синонимом «плохой». Это неотъемлемая часть самого процесса запоминания. Любая информация запечатлевается прежде всего в кратковременной памяти. Разновидностью кратковременной памяти является так называемая «оперативная память». Например, для того чтобы сложить два произведения в уме и получить результат, нужно сначала перемножить числа, запомнить произведения, а затем сложить их. В данном случае оперативная память нужна для того, чтобы запомнить произведения. При получении окончательного результата, т.е. суммы произведений, промежуточные результаты забываются.

В долговременной памяти хранится весь опыт человека, все приобретенные знания и способности. Это, по сути дела, единственное настоящее богатство, приобретенное человеком, это ядро личности.

По особенностям содержащейся информации различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. В образной памяти отражены наглядные образы воспринимавшихся человеком или созданных его фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные и звуковые образы.

Двигательная память сохраняет выученную человеком последовательность движений со всеми их способностями. Большинство трудовых действий связано с двигательной памятью.С ее помощью люди учатся танцевать, заниматься различными видами спорта и т.д.

Эмоциональная память основана на чувствах, которые испытывает человек в различных жизненных ситуациях (любовь, гнев, радость, страх, наслаждение и т.д.). Эмоциональная окраска восприятия сильно влияет на их запоминание. Человек лучше помнит то, что ему приятно, а неприятное как бы вычеркивает из памяти. Положительные эмоции облегчают запоминание, поэтому очень важно, как люди относятся к материалу, который надо заучить, и к самому заучиванию.

Словесно-логическая — это смысловая память. Запоминаются не образы, а суть явлений, их смысл. У взрослых людей она является наиболее сильной, особенно когда надо запомнить сложные явления. Каждый человек обладает всеми видами памяти. Чаще всего встречаются люди, у которых все виды памяти выражены более или менее равномерно. Но известны случаи исключительного развития какого-либо одного вида памяти. Например, феноменальной зрительной памятью обладали художники Левитан и Айвазовский. Композиторы Моцарт, Глинка, Рахманинов обладали исключительной звуковой памятью (прослушав один раз сложные музыкальные произведения, безошибочно их воспроизводили).

Тип памяти предопределяется врожденными способностями. Это относится к таким качествам памяти, как ее объем, быстрота запоминания, безотказность и точность воспроизведения. Однако нельзя сводить все к природным данным. Память в течение жизни развивается и в ходе развития воспитывается.

Для того чтобы улучшить память, необходимо постоянно тренировать ее механизмы, выделяя ежедневно для этого от 20—25 минут до одного часа. Эффективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего память функционирует от 8 до 12 часов дня, затем ее эффективность постепенно падает. После 17 часов запоминание снова улучшается и к 19 часам достигает высокого уровня при условии, если человек не очень устал в течение дня.

Приемы улучшения памяти. Особые приемы запоминания предлагает так называемая мнемоника. Мнемоника как основная часть тренированной памяти употреблялась еще в Древней Греции. Впервые мнемонический прием был описан 2,5 тыс. лет назад. Само название связано с именем богини памяти Мнемозины, считавшейся в древнегреческой мифологии матерью всех муз — богинь искусства. Мнемоника основывается на тренировке ассоциативного мышления. Например, для того чтобы запомнить название магазина «Березка», нужно сразу же при чтении названия представить себе белый ствол этого дерева. Однако, чтобы хорошо помнить, нужно хорошо забывать ненужную информацию.

Тренировка запоминания логически не связанного текста. Руководителям часто приходится запоминать инструкции или поручения, которые логически не связаны между собой. Помочь в этом может один из предложенных тестов, при работе над которым следует придерживаться следующих рекомендаций. Каждое слово нужно запомнить как образ, а не как группу из нескольких слов. Группы же слов можно запомнить, создавая в сознании соответствующие сцены (пусть даже самые нелепые). Например, чтобы запомнить перечень случайных предметов, можно представить себе знакомую улицу и мысленно расставить все предметы при подъезде к дому в соответствующем порядке. После этого мысленно пройти по знакомой улице. В этом случае будет легко восстановить в памяти весь перечень предметов. Например, актеры часто связывают ту или иную реплику с определенным местом на сцене.

Методом ассоциаций умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые он произносил, не пользуясь никакими записями. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале римского Сената. Выступая в Сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Практикум по тренировке памяти. С целью тренировки запоминания логически не связанного текста можно выполнить следующее упражнение:

1. Выделите 3 минуты на запоминание 20 перечисленных ниже слов (предметов) по номерам:

1. Радио.

2. Самолет.

3. Лампа.

4. Сигареты.

5. Картина.

6. Телефон.

7. Утюг.

8. Лошадь.

9. Яйцо.

10. Чашка.

11. Платье.

12. Цветок.

13. Окно.

14. Запах.

15. Книга.

16. Хлеб.

17. Карандаш.

18. Занавес.

19. Ваза.

20. Шляпа.

2. Закройте книгу и напишите по памяти названия слов с их порядковыми номерами.

3. Подсчитайте эффективность запоминания, %, по формуле:

 

Э

1

=

Число правильно воспроизведенных слов с соответствующими номерами

х 100%.

3

20

 

4. В процессе тренировок придумывайте новые перечни слов, сокращая время запоминания до 40 секунд и увеличивая при этом процент эффективности запоминания.

5. Сравните первый результат с последующими.

Запоминание чисел. Существует много мнемонических приемов для запоминания цифр. Например, замена цифр буквами. В результате этого вместо чисел получаются слова, а слова представляются в виде образов. Например, Лейбниц применял систему, которая по-русски выглядит так:

1 —Л (Л напоминает единицу),

2 — Ж,  Н (мнемоническое предложение для запоминания «две Ж Н»),

3 — Ш, Щ (буквы в написании имеют 3 столбика),

4 — Ч, Р (согласные в начале и в конце слова «четверг»),

5 — П,  Б  (пять начинается с  буквы П, а Б и П по звуку однородны),

6 — В,  Ф  (письменное «в» похоже на 6, а «в» и «ф» по звуку созвучны),

7 — С, М (в слове «семя» содержатся только эти согласные),

8 — Г, К, X (письменное «г» похоже на 7, а «к» и «х» с ним созвучны),

9 — Д (письменное «д» похоже на 9), О — Ц, 3 (оставшиеся согласные).

Имея такую таблицу, Лейбниц производил замену чисел словами. Например, нужно проехать от Москвы до Санкт-Петербурга 725 км. Этим цифрам соответствуют буквы «М», «Н», «П», из которых складывается фраза «Можно ночь проспать», все легко запомнить, так как путь от Москвы до Санкт-Петербурга занимает одну ночь. Лейбниц рекомендует также разделить многозначные числа на группы, например, число 683429731 можно представить как 683-429-731. В таком виде его легче будет запомнить. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих тренировке памяти, с привлечением ассоциаций.

С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами по системе словесно-числового запоминания. За одним упражнением должно следовать другое такое же (т.е. следующие 20 чисел ассоциируются с другими лицами или предметами). Таким образом будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Практикум по тренировке памяти. С целью тренировки запоминания выполните следующее упражнение.

1. Выделите примерно 2,5 минуты на запоминание двадцати цифр 72443278622173987651.

2. Закройте книгу. Возьмите лист бумага и попытайтесь записать их на память по порядку.

3. Подсчитайте эффективность запоминания чисел, %, по формуле:

 

Э

1

=

Количество правильно названных по порядку чисел

х 100%.

3

20

4. Постепенно усложняйте тест с помощью введения двухзначных чисел. Сокращайте время их запоминания до 40 секунд с одновременным увеличением процента эффективного запоминания. Чтобы запомнить цифры, состоящие из букв (слов) и чисел, предлагается приписывать к ним ничего не говорящую на первый взгляд информацию, которая поможет их запомнить. Например, шифр ВРБ50 можно запомнить как пятьдесят «верблюдов».

Запоминание лиц с именами и фамилиями. Имя, как правило, забывается скорее, чем лицо. Причиной этого является то, что наибольшую информацию мы получаем через зрение, а имя только слышим. Существуют системы для запоминания имен, что является очень важным для руководителей любых рангов.

Цицерон, употребляя мнемоническую систему, знал на память имена тысяч своих сограждан. Первым правилом для запоминания имени является убеждение в том, что вы при первом знакомстве его правильно расслышали. Если этого не произошло, попросите повторить или повторите его сами. Если исправят, то никаких неудобств в этом нет. Наоборот, собеседник будет польщен интересом, проявленным к его имени. Говоря с кем-либо, употребляйте его имя как можно чаще. Кроме приятного впечатления это поможет лучше запомнить имя.

Чтобы запомнить имя человека, важно быть заинтересованным в нем. Мы помним имена кинозвезд и знаменитостей, потому что мы хотим их запомнить. Итак, для того чтобы запомнить имя, следует придерживаться следующих правил:

1) будьте заинтересованы в имени вашего собеседника;

2) удостоверьтесь, что вы правильно запомнили имя при первом знакомстве;

3) назовите его имя или попросите его еще раз назваться;

4) в течение разговора повторяйте имя нового знакомого;

5) прощаясь, еще раз повторите имя собеседника.

Употребляя приемы, вы не будете забывать имена и лица.

Имена ассоциируются с фамилиями и лицами. Все фамилии разделяются на две категории — имеющие значение и не имеющие. Например, фамилии Галкин, Щукин, Солнцев и т.п. имеют значения, которые ассоциируются с обитателями и явлениями природы, вещами, предметами и т.д. Фамилии Шувалов, Арзуманов и т.п. для большинства ничего не означают. Есть и третья категория фамилий —это фамилии знаменитостей, которые сами по себе ничего не обозначают, но позволяют ассоциировать с ними аналогичные имена. Например, фамилия Лермонтов ассоциируется в памяти с великим русским поэтом.

Для запоминания имена следует делать значащими. Например, фамилия Фиштер может звучать как тот, кто «трет фишку на терке». Насколько нелепы такие ассоциации, не имеет значения. Более того, чем нелепее, тем лучше запоминается.

Как же ассоциировать имя с лицом, когда вы с кем-то знакомитесь? Обращайте внимание на одну черту, отличающую это лицо. Это могут быть маленькие глаза, большие глаза, толстые губы, тонкие губы, высокий лоб, низкий лоб, шрам, родинка, бородавка — все, что угодно. Когда вы остановились на выдающейся черте, вы готовы ассоциировать имя с этой частью лица. Например, у Мешковой высокий лоб. Вы можете представить себе мешки, падающие с ее лба, как со стены, или еще чего-либо. Главное — зрительно представлять себе это. Посмотрите на лицо вашей новой знакомой и мысленно представьте себе это действие, вот и все. Если у Ромы большой нос, то вы можете представить его нос в виде бутылки рома. При запоминании имен можно также обратиться к подставным словам. Например, вместо Лены — «лень», «Аня — сидит на бане» и т.д.

Еще более важно запомнить важнейшие факты о знакомых. Это необходимо в социальной и деловой жизни. Например, вы познакомились с Медведевым, коллекционирующим марки, ассоциируйте его с медведем, выдающейся чертой его лица и с марками (мысленно приклеенными на лоб).

Лучший способ практиковаться в запоминании лиц с именами и фамилиями — начать это делать немедленно.

Практикум по тренировке памяти. Для запоминания лиц с именами   фамилиями нужно сделать следующее:

1. В течение 6—7 минут разглядывайте предложенные вам фотографии незнакомых людей: 15 лиц с именами и фамилиями, подписанными под фотографиями, расположенными в три ряда по 5 штук.

2. Расположите фотокарточки в другом порядке без имен и фамилий.

3. Назовите фамилии и имена, ассоциируя их с лицами.

4. Проверьте результаты.

5. Определите эффективность заполнения, %, по формуле

 

Э

3

=

Число правильных ответов

х 100%.

3

20

 

6. Приступите к практическим тренировкам.

Практикум по тренировке памяти. Запомните логически связанный материал.

1. Прочитайте предложенный текст и через минуту воспроизведите содержание основных положений, выделенных жирным шрифтом в определенном текстом порядке: «Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.

Роботы могут анализировать сознание (1), создавая программы для его развития. Они вырабатывают правила поведения (2). Это мираж (3) или реальная научная перспектива (4)?, Деонтология, или логика норм поведения, позволяет ответить на вопрос (5). Современная жизнь людей всегда регулируется определенными нормами поведения (6). Общество не могло бы (7) существовать без подобных норм. Возрастающая сложность общественных отношений (8) диктует необходимость выработки научных основ, правовых и моральных норм (9), это является актуальной современной задачей (10)».

2. Проверьте результаты. Определите эффективность запоминания, %, по формуле:

 

Э

4

=

Число правильно воспроизведенных основных положений

х 100%.

3

10

 

Практикум по квалификации памяти. Определите среднюю продуктивность своего запоминания на основе предыдущих четырех практических заданий:

1. Найдите сумму результатов проведенных упражнений, %:

 

Э = Э13+ Э23 + Э33+ Э43.

 

2. Разделите сумму результатов в процентах на 4 по формуле:

 

Эср

=

Э

4

Подведите итоги на основе следующих установок, определенных результатами ряда исследований:

 

Средняя эффективность запоминания, %

Квалификация памяти

0—10

11—30

31—50

51—70

71—90

91—100

Очень плохая

Плохая

Удовлетворительная

Хорошая

Очень хорошая

Отличная

 

4. Сделайте выводы. Составьте программу тренировок по улучшению памяти на основе приведенных рекомендаций.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in
Мыслеобменник

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич Сайт создан веб-студией "Инфогор"
Создание сайтов в Хабаровске