Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
Учебные разработки
Отзывы















Особенности гигиены в Европе - от Средневековья до XIX века

Европа с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (пусть и немного приправленных свинцовыми белилами), с крестовыми походами; с прекрасными дворцами и галантными мушкетёрами, подметающими пышными «перьями на шляпах» парижские мостовые; с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля – красота, рожденная романами Дюма-папы и историческими фильмами. Вам очень повезло, наши читатели, что вы родились не в «то время» и все это не узнали.

 

Забудьте о том, что вам показывали в фильмах или читали романах. Правда - она куда прозаичнее.

 

Понятия личной гигиены в Европе до середины ХIХ века не существовало вообще. Атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Свой вклад вносили «пасущиеся» здесь свиньи. Никто и ничего не убирал и не чистил десятилетиями, а то и веками. В результате улицы заполнялись зловонной массой из испражнений и разложившихся отходов.

 

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски. То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

 

В те времена уход за телом считался грехом. После принятия христианства мыться нельзя было потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь считалась особым признаком святости, а вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости.

 

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

 

Не имевшие канализации средневековые города Европы имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывались экскременты.

 

Улицы утопали в грязи и фекалиях настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

 

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

 

Все это происходило в самых «цивилизованных» городах: Париже, Лондоне, Мадриде. Наиболее широкая улица того времени - шесть-семь метров. Таких «проспектов» было немного. Как правило, улицы была шириной около двух метров. Были же шириной и в метр. В дождливую погоду по ним неслись бурные потоки нечистот, несшие свои «воды» в более низко расположенные улицы.

 

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на сотни лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди, справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка.

 

Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

 

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит фекалиями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!»

 

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

 

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши, отхожие места выполнялись в виде башенных надстроек с наклонно устроенным стоком или в виде открытого снизу эркера, расположенного на наружной стене замка. При этом нечистоты стекали сначала по стене замка, затем вниз по холму, на котором он был расположен, и далее исчезали в низине. Думаете, что проще было бы оборудовать какие-нибудь примитивные туалеты в замковом дворе? Нет, такое даже в голову никому не приходило, потому, что самой «популярной» болезью была... диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи сами понимаете… Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

 

Первый проект туалета со смывом, предназначавшегося королю Франсуа I, принадлежит великому Леонардо да Винчи, Однако, как и большинство изобретений гения, этот туалет остался лишь на бумаге. Кстати, именно Франсуа I ввел в моду королевские приемы на горшке (а зачем зря отвлекаться?).

 

Запах немытых ног, запах изо рта — это далеко не самое страшное. Вы представляете, как пахнет взмыленный конь? Вот примерно так пах и ездок после дневного перегона.

 

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

 

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху.

 

Поскольку характерный запах просто пропитал всю Европу насквозь, вполне очевидно, что одним из самых вожделенных товаров стали индийские благовония и, конечно же, духи.

 

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой на весь мир французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

 

Филипп-Август – король-основатель Лувра, однажды упал в обморок от жуткого запаха, поднятого колесами проехавшей мимо него телеги. Там же в Париже один принц упал с лошади и утонул прямо на улице, захлебнувшись ее содержимым. В более поздние времена в Лондоне в здании Парламента никогда не открывали окон: вонь от текущей под ними Темзы была невыносимой.

 

Так вот, Филипп-Август решил с запахами бороться единственным доступным ему способом: в 1190 году он издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия», но народу тогда было наплевать, как кто пах, привыкли уже, то духи еще очень доло «входили в моду» (потребовались даже специальные королевские эдикты).

 

С XIII века начинаются первые попытки мыловарения в Европе. До этого времени Европа знала мыло только как благовоние: рыцари, посещавшие арабские страны во время крестовых походов, иногда привозили своим возлюбленным знаменитые приятно пахнущие мыльные шарики.

 

Мыло стали делать в Венеции и в Марселе и выпускать в форме бруска с выдавленным на нем названием фабрики. В таком виде оно поступало в магазин, и продавец отрезал покупателю от бруска столько, сколько было нужно, но стоило оно баснословно дорого и большого спроса не имело. Мыться полностью с мылом или стирать им нижнее белье считалось бессмысленным переведением дорогого товара.

 

В середине XIII многие города снова открывают собственные общественные бани, закрытые с первых веков христианства. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань опять закрыться.

 

К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды и то не очень часто. Это была слишком затратная роскошь. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

 

Ароматизированное мыло начали выпускать в XV веке. Появилось дамское мыло с ароматом розы, лаванды, гвоздики, майорана. Среди аристократов возникает мода ходить умытыми и мыть руки после посещения уборной и перед едой. В знатных домах начинают стирать одежду с мылом и появляются первые прачки.

 

Увы, все эти новшества касались только открытых частей тела. В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот. Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи.

 

Благородное дело борьбы с вонью продолжил Король-Солнце. Утро французского короля Людовика XIV начиналось с многочасового ритуала одевания и очень короткого умывания. Ему подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев и слегка дотрагивался ими до век. На этом процедура заканчивалась.

 

Проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), король повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

 

Хотя французский король велел придворным активно пользоваться духами, чтобы хоть как-то разбавить неприятный запах, исходящий от них, сам монарх мыться брезговал и за всю свою сознательную жизнь умывался всего лишь несколько раз, вследствие чего своим «королевским» запахом смущал послов.

 

Единственная гигиеническая процедура, которой подвергал себя Людовик XIV — умывание рук коньяком. Видимо, так ему идея о духах и пришла.

 

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги выливали нечистоты.

 

С давних времен люди боролись с запахом пота, прибегая для этого к различным ухищрениям. В Древнем Риме, например, с этой целью применяли эфирные масла и принимали ароматические ванны, а в период средневековья стали пытаться запах заглушить. То есть в Риме люди старались пахнуть хорошо, а в Европе — не пахнуть плохо.

 

Дамы европейского Средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Потом средневековые женщины решили, что мужчин привлекают беременные, и Прекрасные Дамы даже носили специальные подкладки под одеждой, имитирующие округлившийся животик, что символизировало их репродуктивную полноценность. В борьбе за внимание Благородных Рыцарей женщины, несмотря на отсутствие элементарных понятий о гигиене и запретов Церкви, продолжали пользоваться средствами макияжа.

 

Благородные Дамы использовали свинцовые белила, выщипывали брови и красили губы в ярко-красный цвет при помощи растительных красителей или, позже, помады с добавлением спермы быка. Пудрились цинковыми и свинцовыми белилами слоем миллиметра в три, чтобы скрыть угри и отметины «популярной» оспы.

 

Одна сообразительная дамочка - британская герцогиня Ньюкасл - достигла поставленной цели, всего лишь налепив на свой самый видный прыщик черную заплатку из щелка. Так появилась страшно модная в средние века «мушка» — она позволила сократить количество извести на лице.

 

«Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение».

 

Вскоре дамы решили соблазнять мужчин более откровенно — пришла мода на обнаженную грудь, женщины начали подвязывать под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж.

 

Церковь всячески боролась с этими предметами одежды, ведь они делали женскую грудь чересчур обольстительной, что никак не подобало христианке. Ведь по буллам Папы Римского даже жена в постели с мужем «не должна шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга», а думать о каком-то соблазнении — вообще грех смертный. В XVII веке кардинал Мазарини даже издаст эдикты, запрещающие изготовление деталей женского туалета, ибо по христианским понятиям платья должны были скрывать все изгибы фигуры, дабы не будить вожделение.

 

Поскольку Благородные Рыцари не хотели отставать от Прекрасных Дам (да и тоже должны были указ выполнять), то духам было уготовано большое будущее.

 

В Англии и Голландии, в отличие от Франции, и косметическими средствами, и духами было пользоваться запрещено.

 

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

 

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

 

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов

 

Мыться — по-прежнему не мылись, зато стали выливать на себя несметное количество разных ароматических снадобий.

 

Дело доходило до того, что нужду справляли не только в темных дворцовых перекрытиях или за плотными портьерами комнат, но и прямо во время многолюдных собраний, например, на балу. Для этого достаточно было только отойти в сторонку, к стене зала. Это кажется невероятным, но нужно учитывать, что тогда были совсем другие представления о приличиях, о том, что хорошо, а что не очень. Если вообразить картину, когда города, их улицы и дома утопают в нечистотах, когда вокруг сплошная грязь, антисанитария и смрад, то в таком непосредственном поведении не будет ничего необычного.

 

Грасские перчаточники, получившие патент на производство духов еще от Людовика XIII в 1614 году, развернули производство. Почему именно перчаточники? Потому что моду на этот аксессуар из тонкой кожи, пропитанной ароматами, уже ввела во Франции Мария Медичи. Знатные дамы имели коллекции из сотен пар перчаток. Перчатки служили дамам за столом в отсутствие вилок.

 

Дабы справиться с нечистотами начинается в XIV—XV вв. мощение улиц и делается попытка строительства первых общественных уборных. О том, что вынуждены были предпринимать городские власти с целью улучшения санитарного состояния улиц, видно, например, из магдебургской городской хроники за 1425 г.: «...в этом году согласно указанию совета по городскому благоустройству близ большого каменного моста, переброшенного через реку, была выстроена общественная уборная. Все нечистоты из нее сбрасывались прямо в реку, что привело к значительному загрязнению реки в этом месте». Вслед за ним вышел новый, согласно которому каждый приезжавший в город за покупками крестьянин должен был на обратном пути нагрузить свою телегу нечистотами и вывезти их за пределы города. Предполагалось, что такое мероприятие позволит в какой-то мере очистить улицы от грязи.

 

Однако даже в Париже, о котором уже шла речь, к этому времени состояние улиц по сути дела не улучшилось. В одном из отчетов за 1697 г. мэр города жалуется на то, что жильцы домов продолжают выплескивать помои прямо из окон. Канализация появилась в Париже лишь во второй половине XIX веке.

 

К религиозному мракобесию добавлялось и медицинское. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться, но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

 

И это все происходит не в «темные» века, а в разгар «светлого» Возрождения и даже многим позже.

 

Сифилис ХVII -XVIII веков – это бич и награда крестовых походов стал законодателем мод. Из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.

 

В XIV веке мыловарни стали появляться и в Германии. Вторая половина XIX века была ознаменована пропагандой личной гигиены и поддержания здоровья.

 

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил...

 

Нужно было убедить потребителей, что без мыла цивилизованным людям просто не обойтись. Очень скоро рекламодатели стали сравнивать свою продукцию с медом, солнечным светом и снегом. Другие, рекламируя свой товар, использовали известные произведения искусства, благодаря чему мыло стало символом изящества и благовоспитанности. К концу столетия спрос на мыло на мировом рынке значительно увеличился. Все это только разожгло рекламную индустрию. В 1894 году в Новой Зеландии реклама мыла появилась даже на обороте почтовых марок.

 

Вот такой, поистине тернистый путь, был у воды и мыла в нашей, не столь уж далекой истории. Каким же дорогим был он! Пренебрежение гигиеной, невероятная грязь и слепое почитание христианских догм привело в тому, что в 1347-1350 годах чума унесла 25 000 000 жизней или 1/4 часть населения континента. Цифры для того времени просто страшные.

 



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич