Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
 Монография
 Диссертация
 Статьи
• Авторские
• Соавторские
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















Проблема снижения задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги

В настоящее время задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг является насущной проблемой многих муниципальных образований Российской Федерации. До недавнего времени отсутствовала экономическая заинтересованность жилищных предприятий, осуществлявших обслуживание жилищного фонда, а также сбор платежей населения за предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), в использовании различных мер взыскания по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающих эти услуги. При низких ставках и тарифах на жилищно-коммунальные услуги финансовое положение этих предприятий главным образом зависело от дотаций из бюджета, а не от платежей населения, хотя учет последних велся достаточно подробно.

Изменение системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, сопровождающееся повышением ставок и тарифов на ЖКУ для населения и снижение уровня бюджетных дотаций, (в частности Постановлением Правительства РФ № 707 от 18 июня 1998 г. решено продолжать переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги) должно повысить заинтересованность жилищных предприятий в своевременном поступлении платежей населения. В этих условиях представляется целесообразным разработать комплекс конкретных мероприятий, направленных на повышение собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и побуждающих самих граждан своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги.

Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, уделяя большое внимание этой проблеме, разрабатывают соответствующие положения о мерах воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг.

На федеральном уровне в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1997 г. №528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Российской Федерации" Правительству РФ при подготовке предложений о внесении изменений в действующее законодательство, касающееся жилищно-коммунальной сферы, дано задание дополнительно рассмотреть вопросы о правовой основе эффективного воздействия на должников по обязательствам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В контексте обозначенной проблемы, нами в 1998 - 1999 году было проведено исследование, посвященное проблеме задолженности, причинам ее возникновения и возможным направлениям работы по уменьшению задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг в Приморском крае (в нашем случае должником считался наниматель или собственник жилья, не внесший в установленный срок, либо внесший не в полном объеме плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные ему и его семье).

Проблема задолженности актуальна практически для всех городов и районов Приморского края. Ее уровень колеблется от 0 до 62%, и в среднем по краю составляет 22,4 %. По оценке работников жилищно-коммунальных организаций, среди злостных должников существенную долю составляют граждане с высокими и сверхвысокими доходами, а наиболее дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры. Можно отметить случаи, когда более высокая задолженность отмечается при более низких ставках оплаты жилищно-коммунальных услуг на более высоком уровне доходов граждан, хотя по логике вещей должно быть наоборот. Например, в г. Находке средний доход на одного человека в 1,7 раза выше, а размер оплаты жилищно-коммунальных услуг в 1,1 ниже, чем в г. Уссурийске, при этом задолженность населения за ЖКУ в г. Находке - 23,5 %, а в г. Уссурийске - 11,2 %. В целом, количество семей-должников уменьшается при переходе от групп должников с наименьшим сроком задолженности (до 2-х месяцев) к должникам с наибольшим сроком задолженности (более 6-ти месяцев). Количество должников, как правило, сильно колеблется даже в пределах одного города, поскольку сильно зависит от ряда обстоятельств, таких как: стабильность и своевременность выплаты заработной платы, качество работы жилищных предприятий и др.

Существуют различные мероприятия, осуществление которых может способствовать повышению платежной дисциплины населения, позволит повысить собираемость платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Многие города и районы уже имеют опыт в осуществлении этой работы. В ходе нашего исследования выявлены и описаны различные направления работы по снижению задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги с целью более широкого распространения подобного опыта в Приморском крае.

Договорные отношения собственников и нанимателей жилья. Отношения собственников и нанимателей жилья с организациями, управляющими жилищным фондом и предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, должны строиться на договорной основе. Заключенный в письменной форме договор дает собственнику или нанимателю жилья четкое представление об объеме и качестве предоставляемых им жилищных и коммунальных услуг, устанавливает их обязательства па оплате этих услуг, и оказывает достаточно сильное психологическое воздействие на стороны договора по соблюдению всех его условий. Таким образом, формирование договорных отношений между ними и подписание соответствующих договоров становится самостоятельным направлением в работе по снижению задолженности.

Создание комиссии по жилищным спорам при администрации муниципального образования. Комиссия могла бы играть роль своеобразного фильтра, который призван выработать на территории образования единую политику по отношению к должникам и саму систему мер по взысканию платежей за жилищно-коммунальные услуги, оценив предварительно эффективность той или иной меры. К компетенции комиссии может быть отнесено выполнение следующих задач: проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи; организация добровольного обмена жилыми помещениями; формирование обменного жилищного фонда для переселения; принятие решений о передаче дела в суд по поводу образовавшейся задолженности со стороны того пли иного гражданина и организация подачи искового заявления. Эта комиссия может разрабатывать проекты местных нормативных актов, касающихся различных вопросов оплаты жилья и коммунальных услуг, а также ответственности граждан за несвоевременное внесение платы за ЖКУ.

Система социальной защиты населения. Рост уровня оплаты жилья и коммунальных услуг населением должен сопровождаться развитием служб жилищных компенсаций (субсидий) для малообеспеченных групп населения. При этом не следует рассматривать жилищные субсидии как дополнительные расходы бюджета или как выпадающие доходы жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий. Субсидии представляют собой систему социальной защиты населения, которая позволит поддерживать достаточно высокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг и снизить уровень бюджетных ассигнований на содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг. Органам местного самоуправления желательно устанавливать такие процедуры предоставления субсидий, которые позволили бы сформировать индивидуальный подход к каждому гражданину, не допускающий отказ в предоставлении субсидий малообеспеченным семьям, которые имеют задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление жилищных субсидий в неблагоприятных условиях снижения реальных доходов населения позволяет ему не только внести необходимую плату за ЖКУ, но и является побуждающим фактором для произведения такой оплаты.

Квитанция на оплату жилья и коммунальных услуг. Необходимо сделать так, чтобы граждане знали, за что они платят. Население должно иметь представление как о полной величине стоимости жилищно-коммунальных услуг, так и о том, в каком соотношении покрывается эта стоимость за счет их платежей и за счет городского бюджета. Введение на территории муниципального образования ежемесячной квитанции для населения на оплату жилья и коммунальных услуг, разъясняющей и расшифровывающей населению, какие услуги оно оплачивает, способствует повышению платежной дисциплины граждан. В этой квитанции целесообразно производить разделение оплаты по различным видам как жилищных, так и коммунальных услуг, с выделением платежей населения и размеров бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг.

Демонополизация сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения. Необходимо обеспечить максимальную доступность в осуществлении платежей населения при минимальной стоимости услуги по сбору этих платежей. Это может быть достигнуто путем разрушения монополии Сберегательного банка России и конкурентного отбора организаций, осуществляющих сбор жилищно-коммунальных платежей населения, при фиксированной стоимости этой услуги в рублевом эквиваленте, а не в процентном отношении к собираемым платежам. Это предполагает, что население может оплачивать ЖКУ как в банковских учреждениях и в почтовых отделениях связи, так и в расчетно-кассовых центрах. Именно в такой ситуации минимизируется стоимость услуги по сбору платежей и создаются максимальные удобства для населения.

Альтернативные способы возмещения задолженности. Альтернативными способами возмещения задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги могут быть работы по санитарному содержанию жилых зданий и придомовых территорий, работы по озеленению и благоустройству (при обеспечении должника соответствующим хозяйственным инвентарем и специальной одеждой и проведении предварительного инструктажа пo технике безопасности). Целесообразно предусмотреть заранее такие виды работ, определить их объем и стоимость, возможные сроки их выполнения и количество исполнителей. Со стороны жилищной организации должны быть обеспечены руководство, контроль и приемка выполненных работ с соответствующим документальным оформлением зачета вознаграждения за выполненные работы в счет погашения задолженности. Применение описанного способа может осуществляться, в крайнем случае, поскольку выполнение подобных работ для гражданина не свойственно и должно осуществляться специализированной организацией.

Одним из альтернативных способов ликвидации задолженности в случае недостаточности денежных средств у гражданина-нанимателя для полной оплаты жилья и коммунальных услуг может быть поднаем жилого помещения, когда наниматель жилого помещения с согласия наймодателя передает на срок часть или все нанятое им жилое помещение в пользование поднанимателю. В данном случае заключается договор поднайма жилого помещения, являющийся возмездным, при условии соблюдения требований жилищного законодательства о норме жилой площади на одного человека. Сдача жилого помещения в поднаем не допускается, если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее нормы.

Жилищное законодательство предоставляет нанимателю возможность уменьшить размер платежей за жилищно-коммунальные услуги путем обмена жилого помещения большей площади на жилое помещение меньшей площади, перекладывая бремя процедуры обмена на плечи местных органов самоуправления. Если семья нанимателя жилого помещения проживает в квартире, общая площадь которой превышает социальную норму площади жилья для этой семьи, то местная администрация обязана по обращению граждан о замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставить им соответствующие жилые помещения. При этом с момента подачи заявления о замене жилого помещения до его замены граждане оплачивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, определенных статьей 15 закона "Об основах федеральной жилищной политики".

В случае недостаточности денежных средств у гражданина-собственника жилого помещения (квартиры) для полной оплаты жилья и коммунальных услуг гражданин-собственник может предоставить свое помещение либо его часть по договору найма другому физическому лицу, либо по договору аренды - юридическому лицу. В соответствии с Гражданским кодексом юридическое лицо может использовать это жилое помещение только для проживания в нем граждан.

Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем (гражданин-наниматель жилья), наем (гражданин-собственник жилья) или в аренду (гражданин-собственник жилья), утрачивают право на компенсацию (субсидию) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Прекращение оказания коммунальных услуг. Действенной мерой, направленной на уменьшение неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги, может быть прекращение предоставления коммунальных услуг в случае просрочки их оплаты. При просрочке уплаты платежей свыше трех месяцев жилищно-эксплуатационное предприятие имеет право отключить жилое помещение, в котором проживает его наниматель или собственник, от газа, воды, электроэнергии до срока уплаты суммы задолжности.

Взыскание задолженности в принудительном порядке. Согласно действующему законодательству плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не внесенная в установленный срок, взыскивается по исполнительным надписям нотариальных органов. В определенных случаях возможно досрочное расторжение договора найма по инициативе наймодателя. Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок. В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель подлежит выселению из жилого помещения на основании решения суда. Органы местного самоуправления могут принять решение о продаже с публичных торгов жилого помещения, с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

С целью разработки адекватных мероприятий, позволяющих снижать задолженность населения и принятия правильных решений по применению санкций к должникам целесообразно проведение всестороннего анализа причин неплатежей. Например, подсчет общего количества семей-должников и распределение их по группам в зависимости от срока задолженности позволяет более обоснованно выявлять причины неплатежей граждан за ЖКУ. Семей-должников, имеющих задолженность по оплате ЖКУ на определенную дату, можно распределить по трем группам: до 3-х месяцев включительно - краткосрочная задолженность, от 4-х до 6-ти месяцев включительно - среднесрочная задолженность и свыше 6-ти месяцев - долгосрочная задолженность. Граждан, имеющих задолженность свыше 6-ти месяцев, можно считать неплательщиками ЖКУ. В отдельную группу можно выделить неплательщиков, имеющих задолженность свыше одного года.

Для анализа задолженности также важна информация о доле семей, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, в каждой доходной группе населения муниципального образования. При этом население разбивается на 10 групп, исходя из среднедушевого дохода: первая - с наименьшими доходами, десятая - с наивысшими доходами. Это позволит сделать вывод о том, насколько влияет совокупный доход семьи на дисциплину платежей за ЖКУ. При этом анализируется количество семей-должников, входящих в различные группы по срокам задолженности, в соотношении с уровнем доходов данных семей.

Причины неплатежей граждан за жилищно-коммунальные услуги могут быть различного плана: финансовые, социальные, психологические. При исследовании задолженности и влиянии на ее уровень необходимо рассматривать влияние различных факторов: уровень доходов граждан, стоимость жилищно-коммунальных услуг, уровень оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

В рамках исследования возможных причин неплатежей граждан за жилищно-коммунальные услуги был проведен пилотажный опрос группы потенциальных неплательщиков за жилищно-коммунальных услуги. В анкете были затронуты следующие вопросы:

наличие желания вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги

наличие финансовых возможностей оплачивать жилищно-коммунальные услуги

возможные причины неплатежей

В группу опрашиваемых вошли девяносто шесть человек, возраст которых колебался от 30 до 60 лет и составлял в среднем по выборке - 45 лет. Большинство респондентов (около 70 %) проживает в полностью благоустроенном жилье, 20 % - в частично благоустроенном жилье, остальные – в неблагоустроенном жилье. Примерный уровень дохода на одного члена семьи респондента колебался от 500 до 2000 руб. и выше. Необходимо отметить, что опрос проводился среди сравнительно благополучной в финансовом отношении группы граждан.

Результаты опроса показали, что 97,2 % респондентов имеют желание вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги, и 58 % имеют, по их мнению, финансовые средства для этого. Однако большинство из обладающих средствами для оплаты жилищно-коммунальных услуг далее показывают, что не производят своевременную оплату ЖКУ из-за временных финансовых трудностей (задержки по выплате заработной платы). Таким образом, только 14 % опрошенных действительно имеют возможность вовремя оплачивать ЖКУ.

В целом, основными причинами не платежей за ЖКУ были указаны:

временные финансовые затруднения - 81 %;

постоянно низкий доход - 10 %.

Нежелание оплачивать жилищно-коммунальные услуги, вызвано:

низким качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг - 71 %;

мнением, что размер платежей необоснованно завышен - 32 %;

забывают о платеже - 25 %.

         Таким образом, основываясь на результаты этого опроса, следует наметить наиболее адекватные ответные шаги по ликвидации задолженности: альтернативные способы возмещения задолженности; представление жилищных субсидий, более широкое информирование об этом праве малоимущих граждан; перенос бремени долга на работодателя; информационно-разъяснительная работа по составу и назначению затрат, включаемых в платежи за жилищно-коммунальные услуги; предоставление информации об установленных объемах и качестве работ при существующем уровне оплаты; проверка работы обслуживающей жилищной организации и соблюдения правил предоставления коммунальных услуг, информация о стандартах качества жилищно-коммунальных услуг; рассылка квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, напоминания о наступлении срока просрочки платежа.

На основании полученной информации, мы выделили условные группы должников в зависимости от возможных причин задержки оплаты за жилищно-коммунальные услуги с точки зрения желания и возможностей, а также указали возможные ответные шаги по ликвидации возникающей задолженности с учетом возможных причин неплатежей.

Гражданин хочет платить, но не может (законопослушный гражданин). При постоянном низком доходе (пенсионеры, работники бюджетной сферы и др.): предоставление жилищных субсидий всем, имеющим на то право; расширение круга лиц имеющих право на предоставление субсидии; предложение альтернативных способов возмещения задолженности. При временном отсутствие дохода (безработный): предоставление жилищных субсидий; постановка на учет в службе занятости; предложение альтернативных способов возмещения задолженности. При временных денежных затруднениях (задержка по выплате зарплаты, пенсии, пособия): перенос бремени долга на работодателя; заключение соглашения о продлении срока погашения задолженности. В том случае, если общая площадь жилого помещения занимаемого гражданином и его семьей, превышает социальную норму площади жилья, возможно содействие в замене данного помещения на жилое помещение в пределах социальной нормы.

Гражданин может платить, но не хочет. Гражданин не знает, почему и за что он должен платить (квартира в его собственности) - необходима информационно-разъяснительная работа по составу и назначению затрат, включаемых в платежи за жилищно-коммунальные услуги. Гражданин считает, что размер платежей необоснованно завышен - доводится информация об установленных объемах и качестве выполняемых работ при существующем уровне оплаты ЖКУ населением, информация по альтернативным способам управления и содержания жилья (товарищества собственников жилья). Гражданин не удовлетворен качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг: проводится проверка работы обслуживающей жилищной организации и соблюдения правил предоставления коммунальных услуг; предоставляется информация о стандартах качества жилищно-коммунальных услуг. Гражданин не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности - осуществляется информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику.

Гражданин может и хочет платить, но не платит в срок. Гражданин не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности – возможна информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику. Гражданин постоянно забывает о платеже - проводится рассылка квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (напоминаний о наступлении срока платежа или о просрочке платежа). Если размер установленных пени не существенен - введение дополнительных штрафных санкций при просрочке платежа на срок более 3-х месяцев. Введение данных штрафных санкций означает отключение жилого помещения должника от одного из видов коммунальных услуг или начисление штрафа за просрочку платежа на срок более 3-х месяцев. Начисление штрафа может производиться только в том случае, если такое условие предусмотрено договором найма жилого помещения, заключаемого с нанимателем, или соглашением о совместном владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту (договором на техническое обслуживание), заключаемом с собственником-гражданином жилого помещения.

Гражданин не может и не хочет платить. При постоянно низком доходе и принадлежности к социально-неблагополучной группе населения - информационно-разъяснительная работа о программе жилищных субсидий и системе мер, применяемых к должнику; последовательное применение системы мер вплоть до выселения.

Семьи, имеющие задолженность, можно также классифицировать по другим признакам, например: по социальному типу семьи (семьи с одним работающим; семьи пенсионеров; семьи, где есть пенсионер и работающий; семьи, где нет работающих и пенсионеров; по демографическому составу семьи (одинокие в трудоспособном возрасте; одинокие в пенсионном возрасте; супружеские пары в пенсионном возрасте; супружеские пары в трудоспособном возрасте без детей; супружеские пары с детьми; многодетные семьи; неполные семьи без одного кормильца). Необходимо отметить, что подобного анализа, осуществление которого сопряжено с определенными трудностями, мы проводили.

Проблема снижения задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг существует и приобретает все большее значение в связи с реформой оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающей полное покрытие расходов на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг нанимателями и собственниками жилья к 2003 году. Проблема насущная, не терпящая отлагательства, а соответствующая работа по её решению представляет собой довольно сложный и ответственный участок. Поэтому начинать ее целесообразно как можно быстрее и проводить как можно активней. Разработка всеобъемлющей системы действий по работе с должниками и неплательщиками и последовательное ее применение позволят свести к минимуму задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечив финансовую стабильность работы предприятий, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги населению. С другой стороны, жилищным организациям, обеспечивающим управление и эксплуатацию жилищного фонда, необходимо построить свою так чтобы качество и объем предоставляемых ими услуг населению соответствовали установленным критериям. Это станет побуждающим фактором к тому, чтобы граждане сами хотели платить за оказываемые им жилищные и коммунальные услуги.

 

Дроздов И.Н., Сапронова Н.А. Проблема снижения задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги. - Особенности муниципального управления на Дальнем Востоке России: история, современность, будущность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Владивосток, 2000.

 



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич