Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
Учебные разработки
Отзывы















Врачи - заложники смерти

 А. Алексеев, И. Ларионова, Н. Дудина "Врачи - заложники смерти" (выдержки из книги).

 

Профессиональная деформация возникает у будущих врачей уже в процессе обучения и сохраняется как устойчивый феномен. Прежде всего она выражается в снижении уровня рефлексии, стандартизовании способов общения, ригидности мышления (желание все делать "по правилам")". Если задуматься над тем, что объединяет эти причины, то окажется, что по механизму развития, прежде всего, это соединительнотканные причины. Они едины для пациентов и врачей, но у медиков они проявляются раньше и в более тяжелой форме, что сокращает им жизнь в сравнении с пациентами на 10-20 лет.

И получается парадокс. Люди, призванные государством оздоравливать и лечить болезни общества, других людей, продлять им жизнь, сами умирают на 10-20 лет раньше своих пациентов, и до этого нет никому никакого дела. Получается, что врач-заложник профессии, заложник парадоксов социальной философии и психологии общества, заложник патологической государственной политики в сфере заботы о здоровье людей.

Например, общеизвестно, что у добросовестного врача-психиатра или реаниматолога через 10 лет работы наблюдаются психические отклонения в поведении. Врач-хирург "зарабатывает" себе гипертоническую болезнь и в последующем инфаркт миокарда. Можно привести еще много других врачебных "профессиональных вредностей".

Внешнее отвлекает от внутреннего, врач перестает слышать сигналы бедствия организма (физиологические и психические). Вначале он перестает обращать внимание на насморк, затем - на перепады в настроении. Потом оказывается, что такому врачу уже неинтересны и жалобы пациента. В конце концов, врач оказывается уже ненужным и самому себе. При этом у него теряется интерес не только к себе, но и к жизни вообще. Чтобы услышать эти сигналы тревоги (перепады в настроении, метеозависимость и нарушение периодических функций и др.) нужно уметь слушать, т.е.нужна методология самопознания и уважение к самому себе. К сожалению, сегодня этого нет. Этому никто не учит врачей. Об этом хорошо пишет Г. Абрамова и Ю. Юдчиц: "Вариант психической смерти выражается в том, что человек не реагирует на присутствие в себе источника собственной психической жизни.

Мера воздействия на другого для него может быть беспредельной: он может разрушить другого человека так же, как он может разрушить и себя, отказываясь от собственных усилий по производству собственной жизни..." В ситуации психической смерти механизм обратной связи работает по принципу самоуничтожения качеств психической жизни человека, разрушая Я как источник его силы". Лишь после того, как сдан экзамен по самопознанию (психологическому, социальному, духовному, физиологическому), врачу можно доверять познание и исследование других людей с целью их оздоровления и лечения. Другими словами, прежде всего необходимо освоить философию собственной жизни и лишь затем -философию и физиологию жизни других людей.

Философия и теория самопознания, философия жизни должны быть первым наисерьезнейшим экзаменом у будущего медика, иначе ему даже не удастся прожить собственную жизнь в гармонии с самим собой и окружающим. При этом он не сможет помогать страждущим.Именно поэтому самый хороший и высокооплачиваемый в медицине Востока врач - прежде всего мудрец. Подчас бывает и поздно перестраиваться, например, профессору-хирургу, когда после инвалидизирующего инфаркта миокарда к нему приходит прозрение. К сожалению, медики сегодня начинают это понимать лишь "задним умом". Осознают они все свершившееся поздно, часто имея за плечами 20-летний стаж практической работы, когда их организм предельно изношен, "на носу" инфаркт или какая-либо другая социальная патология (разрушение семьи, алкоголизм и др.).

На наш взгляд, в медицинских колледжах и университетах следует меньше преподавать предмет медицинской деонтологии, а больше - предмет личностной деонтологии, т.е. не учить (в том виде, как это принято сейчас) взаимоотношениям "врач - больной", вначале разобраться в проблеме "врач - я сам". Только медику, познавшему собственную индивидуальность, физиологию и психологию (конституция, темперамент, характер, комплексы, болезни и т.д.), можно доверить жизнь и индивидуальность другого человека.

Именно экзамен по самопознанию - главный в жизни. Врачебная деонтология (взаимоотношения врач - больной) является производной (она - вторична) от того, как хорошо или плохо воспитаны в молодом человеке его взаимоотношения с самим собой (врач - я сам). Это экзамен самопознания собственной личности каждый человек должен "сдавать" самому себе после любого очередного серьезного (в т.ч. "ранящего") события в жизни, особенно, - в критические биологические периоды - "христова возраста", преклимакса, "обвального" старения. Именно эти биологические периоды жизни определяют дальнейшее ее качество и отсутствие болезней. Именно в эти периоды особенно изменяется адаптивная соединительнотканная функция, что ведет к физической (болезни), психической (изменения психотипа) и социальной (профессиональной,бытовой и др.) дезадаптации.

Это особенно важно для медиков. Ничтожная продолжительность их жизни - главный показатель их безграмотности и безответственности по отношению к самим себе в этом вопросе.

Давным-давно из психологии и философии известно, что все внешнее - проекция внутренних отношений к самому себе, т.е. это зеркало самоуважения. Если не воспитано уважения к самому себе (в том числе и к собственному здоровью), то не будет должного уважения и к другому человеку, включая его здоровье. Ясно, что будущий и настоящий врач должен прежде всего знать свои адаптивные резервы, собственные соединительнотканные индивидуальные механизмы этой адаптивности.

Это понимание должно поддерживать его собственное здоровье. Только после этого он может считаться специалистом, которому можно доверить здоровье других людей.

К сожалению, в учебных программах медицинских вузов пока нет места проблемам самопознания, ни многим другим (парафармакологии, нутрицевтикам и т.д.).

 Одним из классических примеров профессионального изнашивания, как причины болезней, в работе врача являются "синдром эмоционального выгорания" (СЭВ) и "синдром хронической усталости врача".Возникновение этих патологий, сокращающих жизнь врачам во многом предопределено ложным девизом, который преподавателями внушается нам - медикам в колледжах, университетах и "начальниками" в больницах: "Светя другим, сгораю сам". Может, в XVII веке, когда его предложил голландский врач Ван Тул-Пси, он был и необходим, но в нынешней ситуации со здоровьем медиков он звучит кощунственно. Учитывая то, что в основе профессионального роста мастерства и кругозора медика лежит именно личностный его рост в понимании жизни вообще (персонализация), то как раз незнание (непонимание) этой самой жизни "вообще" и есть главная причина патологической и болезнетворной персонализации, в том числе, и профессиональной.

Каждый врач должен понимать, что, по критерию "трудности и вредности", его профессия относится к профессии высшего из трех типов профессий. В ней имеется необходимость постоянной внутренней работы над пациентом и над собой. Это же относится к представителям просвещения и искусства. Отсутствие физиологической адаптивности, болезни превращают врача постепенно вначале в ремесленника (работа над собой не нужна), затем в профессионала низшего типа, где после обучения человеку не нужна ни работа над собой, ни над пациентом.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич