Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
Учебные разработки
Отзывы















Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термин “мотивация” образован от слова “мотив” (от лат. мovere – двигаться). Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии “мотивация” используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Одновременно, мотив это и опредмеченная (“знаемая”) потребность, то есть материальный или идеальный предмет, ради которого совершается деятельность (Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет объективное условие его существования. Потребность рассматривается как источник активности личности. Главные ее свойства – предметность, цикличность (она периодически актуализируется и исчезает) и динамичность (меняется по силе напряжения).

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Широко известна и используется в процессе стимулирования персонала организаций классификация потребностей, которая включает в себя физиологические (базовые) потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в общении (контакте с себе подобными); потребность в уважении и признании заслуг; потребность в самоактуализации и самореализации.

Потребность как внутренняя сила может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность (“вектор” активности). Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет “вектор” деятельности), целеобразующая (порождает “гнездо целей”) и смыслообразующая (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Принято выделять следующие характеристики мотива: динамические (энергетические) и содержательные. К динамическим характеристикам относят силу мотива, определяемую интенсивностью мотивационного возбуждения, которое, в свою очередь, зависит от физиологических и психологических (знание результата деятельности, свобода творчества, доминирующее эмоциональное состояние) факторов.

Динамической характеристикой мотива считается и его устойчивость, под которой понимается устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.

Содержательной характеристикой мотива выступает полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная – это ориентированность человека на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью связаны.

Таким образом, потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них.

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов, то есть любая деятельность полимотивирована. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными, которые не “запускают”, а только дополнительно стимулируют данную деятельность. Следовательно, деятельность побуждается не просто суммой мотивов, а их иерархической системой, в которой имеются определенные уровни доминирования мотивов.

Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Сложная иерархическая система мотивов человека является динамическим образованием, она меняется со временем по составу и по направленности ведущих мотивов. Мотивы актуализируются в определенных ситуациях, то есть переходят из латентного состояния в реально действующее. Актуализация мотива приводит к образованию целей, принятию решения и к определенным действиям – разворачивается мотивационный процесс.

Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач. Мотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость и удовлетворение при достижении успеха. Мотивация достижения выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

 


Вернуться назад

Оставить комментарий

  Имя (обязательно)
  E-mail (не публикуется) (обязательно)
Проверка:    +     =  

Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич